суббота, 19 июня 2010 г.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, внимания, ориентировки в окружающем, обогащении разнообразными впечатлениями. Осуществляется оно в процессе игр-занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми (при умывании, одевании, кормлении и т.д.).

Соответственно развитию детей на протяжении раннего детства меняются методы и приёмы умственного воспитания: в первые месяцы жизни, пока у малыша не развиты движения рук, - это организация его восприятий; во втором полугодии жизни, поскольку подражание и речь ещё несовершенны, - это совместные с ребёнком действия, движения. Взрослый проделывает действия рукой ребёнка; в непосредственной близости от него ставит игрушку, помогает малышу оттолкнуться и поползти, улыбкой и словами одобряет его стремление освоить новый вид движений.

На первом году жизни малыша необходимо показывать ему новые действия и называть их. Но со второго года и в дальнейшем при обучении ребёнка показ и объяснение приобретают ведущее значение.

В процессе умственного воспитания детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Формирование восприятия есть передача ребёнку социально-исторического опыта путём обучения. Даже простейшие ориентировочные реакции, с помощью которых ребёнок первых дней жизни извлекает информацию из окружающего, формируется прижизненно и совершенствуется только под влиянием целенаправленных воздействий.

С первых дней жизни ребёнка решающим фактором его человеческого развития являются взрослые люди, дающие ему в процессе общения практические знания о свойствах предметов, способах действия с ними, радующие ребёнка занимательностью действий с предметами.
Однако мир, создаваемый вокруг ребёнка взрослыми, - это не демонстрационный экран, на котором меняются кадры. Ребёнок выступает с самого начала не как наблюдатель, а как действующее лицо.

На основе практических действий внутри процесса предметного восприятия начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются память, внимание, подготавливается почва для развития речи. Да и само развитие речи является важной задачей умственного воспитания. Достигнутое умение говорить облегчает формирование способности обобщения, обогащает поводы общения со взрослыми, облегчает регулирование поведения ребёнка, его обучение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий