четверг, 27 мая 2010 г.

ВАЛЬФДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

В первые семь лет жизни ребёнка руководят и направляют его действия не с помощью предостережений или заповедей, а своими собственными поступками. Ключевые слова к педагогике дошкольного возраста – подражание и пример. Ребёнка формирует всё то, что его окружает: мир предметов и мир мыслей, чувств, поступков взрослых.

ОБСТАНОВКА ДЕТСАДА ПОМОГАЕТ УХОДУ ЗА ОРГАНАМИ ЧУВСТВ РЕБЁНКА
Вальфдорфский детсад – это обычно небольшое уютное помещение, стены которого окрашены в приятный мягкий розовый цвет.Нижняя часть стен (1 – 1,5 метра на уровне глаз ребёнка) обшита естественным некрашеным деревом. Мебель тоже предпочтительна из дерева, тоже некрашеного. Желательно, чтобы было как можно меньше углов; в помещении должно быть уютно, приятно, красиво, и всё должно как бы излучать тепло. С помощью лёгких деревянных перегородок – (стоечек) комната легко делится на уголки. На них можно накинуть цветные платки – однотонные естественных цветов и сделать комнатку или пещерку для игры. В этот платок можно завернуться самому или свернуть из него куклу. Использование материала, который стимулирует воображение ребёнка, очень важно. В Вальфдорфском детсаду воспитатели делают игрушки из шерсти и тканей - куклы и животные сшитые или связанные. Очень важно, что они все мягкие. У кукол нет нарисованных лиц. Это позволяет ребёнку видеть в кукле то лицо, которое возникает в его воображении и может меняться по ходу игры. Мягкие игрушки приятнее на ощупь, они успокаивают ребёнка, тогда как жёсткие пластмассовые порождают напряжение. Для строительных игр детям предлагается набор из неоформленных “блоков” из дерева, имеющих естественную неправильную форму – чурочек, досочек, палочек, а также – шишек, мха и т.п. Дети не используют кубики или пластиковые конструкторы. Посуда для игр тоже глиняная или деревянная.
Единый общий принцип: использование естественных форм, естественных материалов, естественных красителей.
В групповой комнате есть обязательно какое-то произведение искусства – например, репродукция ”Сикстинской Мадонны”. Под ним может быть столик, на котором в красивой вазе стоит букет в соответствии со временем года. Эта ваза изящная и хрупкая. И ребёнок с детства приучается к уважению и бережному отношению к тому, что красиво. Детям не говорят, что с этой вазой надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить, - такое ощущение создаётся самой обстановкой и отношением воспитателя.
Вольфдорфская педагогика не построена на запретах, она стремится создать вокруг ребёнка такую среду, в которой естественно развивались бы именно человеческие начала. Поэтому так важно в жизни детей присутствие “красивой вазы”. Кстати сказать, мягкие игрушки невозможно сломать. Вообще, в распоряжение детей желательно предоставлять такие предметы и материалы, с которыми нельзя сделать ничего плохого и некрасивого.
На слух детей положительно влияет пение, игра на флейте, металлофоне и др., чтение стихов и сказок. Речь воспитателя должна быть внятной, с хорошей артикуляцией всех звуков, плавной, мягкой, музыкальной, неторопливой, красивой.
Внешнее оформление Вальфдорфского детсада отличается красотой, простотой и гармоничностью. По словам Р. Штайнера, ”его архитектурные формы должны выражать ту сущность, которая обитает в этих стенах”. Детский сад как бы защищает, оберегает ребёнка.
P.S.Можно и дома при оформлении детских помещений применять только природные материалы и естественные цвета,не бояться применять светлые тона,приучая детей к аккуратности;избегать острых углов для профилактики детского травматизма.

1 комментарий:

  1. Молодцы,Вальфдорфцы! Учли все тонкости, в воспитании детей.Желаем,успехов и удач!

    ОтветитьУдалить