РЕЧЕВОЙ ПЕРИОД
В конце первого года жизни ребёнка начинается формирование словаря. Сначала это звукоподражание: а -а – зовёт мать, у-у – просит машину, ам – ам – собачку . Основным носителем смысла речи в это время является не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука.
До года ребёнок овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания (п,б,м), затем щелевых согласных (ф – в, с – з) и других звуков. Самые сложные по артикуляции звуки – шипящие, р и л появляются самыми последними.
У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук р.
Но, во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются. Ребёнок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки. При формировании словаря наблюдается неустойчивость произношения ребёнком большинства звуков. Один и тот же ребёнок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, а в третьем заменяет его другим звуком.
Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) – и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.
К 5 – 6 годам ребёнок уже овладевает различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их произношения.
Упрощение слоговой структуры слов происходит путём сокращения количества слогов: столбы – бы, пуговица – пу, упрощения строения отдельных слогов: пусти – пути, хлеб – хеб, шапка – шапа, и путём уподобления: грибы – бабы, собака – бабака, помоги – мамоги и т. д.
Развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.
К году – несколько слов, к двум годам – 200 – 300 слов, к трём годам – 1500 – 2000 слов. Рост как словаря, так и грамматического строя речи зависит от условий жизни и воспитания ребёнка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание. Первые слова – существительные, глаголы появляются почти одновременно с существительными; наречия – несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные появляются очень поздно, числительные – поздно и усваиваются во всём объёме очень длительно (с развитием счёта). Служебные слова появляются в речи ребёнка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.
Ещё до рождения ребёнка надо побеспокоиться, чтобы он родился здоровым. Воспитывать детей в семье надо всегда, независимо от того посещает ли он детсад или школу, или сидит дома. Это не освобождает родителей от правильного воспитания и проведения всех занятий, которые проходят дети его возраста в детских садах (школах). При этом не забывая о физическом, нравственном, эстетическом и о трудовом воспитании, чтобы готовить его к дальнейшей жизни в детском коллективе и к взрослой жизни.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Самое приятное, когда малышок уже начинает осознанно выражать свои желания. Хотя, и позже, первые слова, готовые фразы, маленькие стишки... Всегда приятно слушать своего малыша.
ОтветитьУдалитьБез родительской ласки,любви, внимания малышка не сможет быстро познать мир, научиться произносить дазе первые в его жизни слова. Важно, чтобы родители понимали важность этого и помогли детке.
ОтветитьУдалитьС уважением к вам, Люд-Мила
С самого начала жизни малыша родителям необходимо заниматься с ним и речью, не сюсюкать, а объяснять ему, как правильно говорить.
ОтветитьУдалитьС уважением к Вам, Люд-Мила